Рынок нефти и нефтепродуктов россии. Основы работы биржи нефтепродуктов


По информации Виктора Костюкова, эксперта компании «Алгоритм Топливный Интегратор», на российском рынке нефтепродуктов случился обвал биржевых цен. Падение цен в этом сегменте, стартовавшее на прошлой неделе, продолжается на этой. Три дня цены на продукцию нефтеперерабатывающих заводов страны сокращались ежедневно на 450–500 рублей за тонну. По словам Костюкова, такой обвал не имеет аналогов за всю историю торгов.

У тренда на снижение, по мнению эксперта, есть три причины. Как обычно, в декабре на рынок хлынул дополнительный поток нефтепродуктов из производственной программы нефтеперерабатывающих заводов на январь следующего года. В преддверие новогодних каникул НПЗ спешат обеспечить свои мощности необходимым реестром заявок на выгрузку товара. Второй фактор - «рука регулятора»: власти забеспокоились на фоне рекордных биржевых цен на нефтепродукты по итогам осени текущего года. «Можно было бы антимонопольщикам не обращать особого внимания на биржевые выкрутасы, но беда в том, что вслед за биржей потянулись в небеса и цены на АЗС, а это уже социальный аспект. Заповедь ФАС „инфляция плюс“ оказалась с тремя плюсами. Росстат за 11 месяцев насчитал инфляцию 2,09%, а цены АЗС обогнали ее втрое, бензин подорожал на 6%, а дизель подтягивается к 8%», - отмечает Костюков. Неуютно, по мнению эксперта, чувствуют себя и независимые сети АЗС, где маржинальность опустилась к значениям, близким к убыточным. В адрес ФАС и президента страны полетели письма-обращения «навести порядок»…

«Возникает вопрос, на какие ориентиры нацелились нефтяные компании? Ответить на него невозможно. Во-первых, мы не знаем, какие установки выдала ФАС нефтяным компаниям, кроме расплывчатого „нарастить объемы предложения товара на бирже“. Во-вторых, покупатели на бирже ведут собственную игру: на падающих ценах могут сократить покупки, в надежде поймать дно. Такая практика отложенного спроса лишь ускорит падение цен. Но заканчивается она, как правило, острым разворотом в противоположную сторону. Две оставшиеся недели торгов могут принести участникам биржи неожиданные сюрпризы. Будут ли они желанными подарками или огорчениями - в этом и состоит предновогодняя интрига», - задается вопросом Виктор Костюков.

Таблицы сделок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) в начале недели окрасились в красные тона. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ в среднем на 500 рублей до 43,6 тыс. рублей за тонну. Максимальный спад в этом сегменте установлен на Астраханском НПЗ, где цена сократилась на 1,2 тыс. рублей до 44,5 тыс. рублей за тонну. Цены сделок с бензином Аи92 обрушились 11 декабря в среднем на 300 рублей за тонну до 42,31 тыс. рублей за тонну против спада на 600 рублей за тонну в прошлую пятницу. Объем сделок превысил 32 тыс. тонн, и это рекорд 2017 г. Предыдущий рекорд установлен 16 декабря 2016 г., когда объем сделок с бензином Аи92 достиг без малого 37 тыс. тонн. С прошлой среды поползли вниз цены сделок с зимними классами дизельного топлива. Посыпались цены на авиакеросин. «Этот сегмент необъяснимо дорожал, начиная с лета, и вдруг в преддверии повышенного спроса на авиабилеты также немотивированно покатился вниз. Версия одна - производители исполняют волю ФАС», - утверждает Костюков.

Мелкий опт на биржу

12 декабря на СПбМТСБ запущены торги с участием «Транснефти» в качестве оператора товарных поставок. Этот статус компания получила от государства в конце октября этого года. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, торговля с участием оператора товарных поставок - это новое качество работы биржевого рынка, позволяет увеличить число регионов, где можно торговать нефтепродуктами на всех уровнях, в том числе и в мелкооптовом звене. «Это принципиально важно с точки зрения развития конкуренции. Проект повышает роль компании „Транснефть“ как инфраструктурной организации, создающей условия для доставки биржевого товара, реализованного любым продавцом, в любую точку страны», - отметил Голомолзин, выступая на пресс-конференции в «Интерфаксе».

Проект, реализованный с помощью новой цифровой системы, позволяет вывести на биржевые торги мелкооптовые сделки. Объем лота при работе на этих базисах через оператора товарных поставок составляет 10 тонн (при стандартном лоте в секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ размером в 60 тонн). Развитие мелкооптового сегмента, согласно планам биржи и ФАС, должно способствовать прозрачному ценообразованию на топливном рынке.

Пока «Транснефть» обеспечивает возможность приобретения нефтепродуктов на базисах биржевых поставок СПбМТСБ, обеспечивающих в том числе автоналив: ЛПДС «Володарская», ЛПДС «Воронеж», НП «Никольское», НП «Брянск», ЛПДС «Черкассы», ЛПДС «Красный Бор, ЛПДС «Белгород». Далее планируется расширение этих базисов на всей территории страны.

Маржа и обратный акциз

На проходившей на прошлой неделе Международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ: текущее состояние и перспективы дальнейшего развития -2017», заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов оценил современные объемы переработки нефти в стране на уровне 280 млн тонн. Согласно прогнозам, средний показатель глубины перерабатывающих процессов на российских НПЗ в следующем году достигнет рекордных 82,2% (81,4% в 2017 г.). Уже к 2020 г. он выйдет на уровень в 85%. Производство светлых продуктов в 2018 г. составит 64% (62,1% в 2017 г.): вырастут объемы производства бензина до 40,1 млн т (39 млн т в текущем) и дизельного топлива - 79 млн т в 2018 г. (76,6 млн т в текущем).

Согласно концепции Минэнерго, государство должно поддержать отечественную нефтепереработку путем введения обратного акциза, что позволит увеличить маржу российских НПЗ. Ранее руководство нескольких российских ВИНК выступило с критикой действующей системы налогообложения в отношении отечественного downstream, что привело к низким показателям доходов нефтеперерабатывающих заводов в стране. Но, по данным Молодцова, сегодня в РФ перерабатываются с высокомаржинальной доходностью порядка 90 млн т нефти.

Механизм обратного акциза на нефтепродукты будет иметь заявительный принцип. Он предусматривает выплату компенсации модернизированным российским НПЗ из уплаченного ими акциза за каждую тонну переработанной нефти. Предполагается, что эта мера поддержки российских НПЗ будет рассмотрена правительственной комиссией ТЭК в первом квартале 2018 г.

Нина Маркова

В европейской части России середина августа прошла под знаком умеренного повышения цен на крупнооптовые партии бензина и дизельного топлива.

На заводах европейской части страны удалось избежать крупных распродаж остатков августовского ресурса: дизельное топливо массово пошло на экспорт на фоне привлекательной конъюнктуры мирового рынка в начале августа, а на бензин нашелся крупный покупатель (или покупатели), которые, особо не торгуясь, скупили все излишки.

Цены в европейской части могли вырасти еще сильнее, если бы не распродажа крупных партий нефтепродуктов на заводах Сибири.

«Голод» на сибирском рынке, наконец-то, завершился. В восточной части России, наконец-то, закончилось «дизельное безумие». Пошло на убыль и «безумие бензиновое». Правда, осталась «керосиновая аномалия» (про нее в следующий раз).

На графике на странице 2 видно, что цены на железнодорожные партии дизельного топлива на сибирских НПЗ вернулись к значениям начала апреля. Напомним, в это время стартовали одновременные масштабные ремонты на НПЗ Сибири и Дальнего Востока, которые сопровождались падением объемов продаж на СПбМТСБ до минимально разрешенных регуляторами и 20%-ным ростом цен. Следует обратить особое внимание на объемы продаж дизельного топлива «Роснефтью» с Ангарской НХК с середины апреля по начало августа.

Между тем цены на бензины не смогли вернуться на прежние уровни, поскольку при теку щих ценах железнодорожные партии омского бензина начинают проходить в западные регионы РФ. Это же утверждение верно и для омского дизельного топлива. В итоге, падение цен на Омском НПЗ оказало держивающее воздействие на рост крупнооптовых цен в европейской части страны.

Независимая розница терпит убытки. Каким образом события весны–лета 2017 года отразились на местных потребителях, проиллюстрируем следующими расчетами.

Предположим, что частная сеть АЗС покупает нефтепродукты крупным оптом на ближайшем НПЗ, везет их по железной дороге на нефтебазу в свой регион, а затем реализует на АЗС по средним ценам нефтяной компании, доминирующей на местном рынке.

Железнодорожный тариф берем по биржевому тарификатору, услуги нефтебазы по перевалке, хранению, наливу примем на уровне 700 руб./т, затраты на обслуживание кредита оценим в 1% от оборота, доставку бензовозом с нефтебазы до АЗС - в 400 руб./т. Эксплуатационные расходы АЗС оценим в 3 рубля на литр для заправок с хорошим проливом и в 4 рубля на литр для АЗС с неудачным расположением.

Картина получилась удручающая. АЗС с малым проливом являются хронически убыточными, а более удачно расположенные станции более трех месяцев генерировали серьезные убытки, особенно по дизельному топливу, выйти из которых удалось лишь повышением розничных цен на 1–2 рубля за литр дизтоплива. Благо основное внимание регуляторы уделяют ценам на бензин.

Выше были рассмотрены наиболее проблемные регионы, но и в остальных ситуация не радикально лучше. Эксперименты на топливном рынке Сибири
На этом фоне весьма впечатляет попытка удержать высокие цены на крупнооптовые партии дизельного топлива на Ачинском НПЗ и Ангарской НХК в конце июля–начале августа текущего года, ограничивая объемы продаж товара на СПбМТСБ, что видно на графиках. В этот период все НПЗ восточной части России работали на полную мощность, кроме Ангарской НХК, на некоторых установках которой проводился ремонт. Было интересно, каких покупателей ждали на откровенно завышенных ценовых уровнях.

В итоге в отсутствии спроса и при нормально работающих НПЗ, цены рухнули под собственной тяжестью, поскольку нефтепродукты по ценам мая–июля 2017 года были интересны, пожалуй, лишь самим производителям. Биржевые цены на сибирское дизельное топливо стали привлекательными для потребителей, однако их так долго отучали от покупок товара на СПбМТСБ - ведь это был прямой путь к банкротству - что потребуется какое-то время на возвращение покупателей.

Показательной может стать третья декада августа, когда начнется торговля сентябрьским ресурсом. Она даст ответ на вопрос: будет ли производитель продавать продукт в соответствии с реальным спросом, который находится на текущем ценовом уровне, что подтверждается объемами торгов - покупатели готовы брать все предлагаемые к реализации партии продукта.

Либо, получив время для маневра, производитель снова начнет ограничивать продажи, стараясь создать дефицит товара на бирже и загнать цены крупного опта на уровни, убийственные для независимых сетей АЗС.

Тревожным звонком, в частности, является появление на сайте «Роснефти» объявления об экспортном тендере на реализацию до 20 тыс. т ачинского дизельного топлива с отгрузкой в сентябре 2017 года. При экспорте этого продукта через порты Черного моря экспортный паритет составит порядка 30000–31000 руб./т, в то время как биржевая цена ачинского дизтоплива 18 августа была на уровне 34630 руб./т.

Здесь одно из двух: или менеджеры уважаемой компании ждут падения котировок еще на 4500 рублей и готовятся к цене ачинского ДТЛ на уровне 30000 руб./т, или они расценивают произошедшее снижение крупнооптовых цен как свою недоработку и полны решимости вернуть июльские цены, убрав с внутреннего рынка «лишние» объемы за счет их продажи на экспорт по заведомо невыгодным ценам.

Нормативная база нуждается в доработке. Описанная выше ситуация весны–лета 2017 года вызывает ряд вопросов. Мы не склонны верить в «теории заговора», скорее имела место близорукая политика отдельных менеджеров, которые пренебрегли интересами потребителей нефтепродуктов и использовали слабые места текущего формата биржевой торговли. Пока производитель продавал на СПбМТСБ минимально допустимые объемы нефтепродуктов, цены держались на высоком уровне. Как только объемы продаж увеличились до уровня начала весны, вернулись и прежние цены на нефтепродукты.

Поэтому надеемся, что регуляторы обратят внимание на этот «сибирский эксперимент», который был бы в принципе невозможен, если бы вступило в силу обсуждаемое в настоящее время предложение о многократном повышении нормативов реализации нефтепродуктов на СПбМТСБ (25% производимого дизельного топлива вместо текущих 5%, и 60% производимого автобензина вместо текущих 10%). Если не увеличить многократно нормативы продаж нефтепродуктов на бирже, то не исключено, что в будущем этот «эксперимент» с объемами продаж повторят в масштабе всей России.

Повышение нормативов биржевых продаж - это не единственная необходимая доработка нормативной базы. Потребители нефтепродуктов хронически страдают от недостатков планирования распределения отгрузок товара нефтяными компаниями на внутренний рынок и на экспорт, поэтому целесообразно перенести экспортные тендеры доминирующих ВИНК в специальные биржевые стаканы. Правила торгов должны позволять отгрузку купленного товара как на экспорт, так и на внутренний рынок, при этом к экспортным стаканам должны быть допущены все участники биржевого рынка нефтепродуктов.

Если какая-либо нефтяная компания вознамерится подсушить внутренний рынок экспортом дополнительной танкерной партии дизельного топлива, российские покупатели смогут выкупить этот товар и разнарядить его на внутренний рынок.

В 2017 году российский рынок нефтепродуктов полностью регулируют производители товара. Именно они определяют сколько нефтепродуктов нужно внутреннему рынку, и какая должна быть цена товара. Естественно, эту ситуацию нельзя назвать конкурентным рынком - в лучшем случае это олигополия.

И если мы хотим, чтобы рынок вернулся в то состояние, когда его действительно можно назвать рынком, придется менять нормативную базу - ограничивать рыночную власть производителей нефтепродуктов и улучшать положение потребителей.

Россия обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, в частности, 34% мировых запасов газа и 13% нефти. Доля топливно-энергетического комплекса в ВВП составляет 25%, около половины экспорта и валютных поступлений приходится на доходы от продажи углеводородов.

Наша страна, в силу своей географической протяженности, владеет, пожалуй, чуть ли не самым большим в мире запасом топливных ресурсов.

На территории России находится около 13% от всех мировых (разведанных на данный момент) запасов нефти и примерно 34% запасов природного газа. Ежегодная добыча сырья энергоресурсов в России составляет 13% от общемирового.

Сегодня на долю ТЭК (топливно-энергетический комплекс) приходится около 25% производства ВВП (валовый внутренний продукт), 30% от объема промышленного производства, около 50% доходов федерального бюджета, а также экспорта и валютных поступлений в стране.

Именно это и дает основания для того, что эксперты нередко говорят о том, что экономика России зависит в большей степени от добычи полезных ископаемых, чем от производства. И наблюдается тенденция превращения страны в сырьевой придаток для мировой экономики.

Но есть и другая точка зрения. Ведь очевидно, что наличие топливно-энегретических ресурсов является преимуществом для страны. Таким образом, для развития и подъема российской экономики необходимо эффективное и рациональное использование потенциала ТЭК.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост спроса на нефть. На рост потребления нефти оказывает наибольшее влияние стремительно развивающиеся страны, такие как Китай, который потребляет около 94 000 000 тонн нефти в год. В Европе же на рост потребления нефти оказывают влияние такие страны как Австрия, Польша, Голландия и Испания. Если до 2003 года ОПЕК сдерживала темпы добычи нефти для того, чтобы обеспечить стабильность цен на рынке, то теперь это ограничение снято, так как темпы добычи нефти никак не могли удовлетворить постоянно растущий спрос на нее.

В период с 2000 по 2004 г. именно в России наблюдался самый высокий прирост добычи нефти, и в настоящее время наша страна является одним из ведущих факторов, служащих стабилизации мирового рынка нефти.

Именно России принадлежит рекорд по добычи нефти. В 1987 году в России, то есть именно в РСФСР, а не во всем Советском Союзе, было выкачано из недр 571 000 000 тонн «черного золота». За всю историю добычи нефти, это была самая высокая цифра. В последующие годы произошло резкое снижение темпов добычи нефти, но уже с 2000 года выкачка нефти стала увеличиваться.

Также производится разведка и поиск новых месторождений «черного золота». На сегодняшний день в нашей стране разведано и открыто около 3000 месторождений сырья, но эксплуатируется только половина скважин. Максимальная доля добычи нефти приходится на Урал и Западную Сибирь. Именно здесь добывается почти 90% всей нефти в стране.

Перспективными для добычи нефти являются также шельфы Баренцева, Каспийского и Балтийского морей и острова Сахалин. По прогнозам экспертов (как отечественных, так и западных) в дальнейшем будут только расти, так как это связано с истощением запасов и удорожанием себестоимости добычи нефти.

Существуют проекты, по бурению скважин в океаническом глубоководном шельфе, а также в арктических и антарктических зонах. Но стоимость каждого барреля нефти, добытого в таких условиях может заставить мир искать более дешевые, альтернативные источники энергии.

На развитие экспорта нефти из России во многом повлияло и географическое положение страны. Для поставки нефти в страны Европы существует Балтийская трубопроводная система. Для обеспечения нефтью Азиатско-Тихоокеанского региона имеется нефтепровод Тайшет-Тихий океан, а также танкерный терминал.

Для экспорта нефти в Америку планируется построить нефтепровод Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Нефтяные компании России также реализуют и собственные проекты увеличения экспорта «черного золота».

Например, компания "ЛУКОЙЛ" через Астраханский терминал по Каспийскому морю осуществляет поставки нефти в Иран. А "Роснефть" поставляет сырье в Мурманск по Северному морскому пути танкерными перевозками. Главным покупателем российской нефти на сегодняшний день являются страны Европы. Именно в Европу уходит почти 90% всей добываемой нефти в стране. Но постепенно растет и спрос на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности – в Китай.

Уже с 2006 г. Россия стала мировым лидером по объему нефтедобычи. В этом показателе она обошла даже Саудовскую Аравию, державшую титул мирового поставщика нефти более двадцати лет. Этот рекорд обеспечило то, что в Саудовской Аравии добыча нефти искусственно сдерживается ОПЕК. А Россия качает нефть свободно. А вот вопрос с запасами нефти в нашей стране остается открытым. Дело в том, что прогнозы и подсчеты, принятые в нашей стране отличаются от общемировых.

Так, по оценкам международного сообщества нефти в наших недрах содержится около десяти миллиардов тонн, а российские методики и подсчеты дают цифру от 12 до 25 миллиардов тонн. Также основной проблемой нефтедобычи в России является и то, что выкачка нефти из недр происходит у нас до сих пор крайне неаккуратно, по оценкам экспертов, полезный выход нефти составляет всего 30%, а 70% нефти остается в земле.

Но, несмотря на то, что внешние поставки нефти в стране растут, внутренний рынок полностью удовлетворен, цена на нефть в России постоянно повышается, практически не отставая от мировых цен. В этом виноват вовсе не сговор монополистов.

Если нефтяники не будут следовать за мировой конъюнктурой, и не станут считаться с понижением уровня рентабельности своей отрасли на внутреннем рынке, то ни к чему хорошему это не приведет. Такие меры, как биржевые инструменты, внутренние интервенции, и ужесточение антимонопольного законодательства в нынешней ситуации могут иметь только весьма ограниченный эффект.

Основной баланс цен определяется только двумя инструментами государственного налогового регулирования. Сегодняшние внутренние рентные платежи российским законодательством жестко привязаны к ценам мирового рынка. И именно они определяют ту динамику внутренних цен, которая сейчас наблюдается. Но следует учесть и то, что действующая ныне система была создана при других условиях мирового рынка.

Мировые цены на нефть подскочили в понедельник более чем на 15% после объявления Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти в стране, что вызвано субботней атакой на ее нефтяные объекты. На рынок пришло осознание современной реальности, когда подобные события невозможно прогнозировать в принципе, однако к ним нужно всегда быть готовыми.

На российском рынке нефтепродуктов, в период с 9 по 16 сентября, наблюдается повышательная динамика мелкооптовых цен. Стоимость Регуляр-92 в среднем по стране выросла на 0,3% и составляет 50 459 руб./т, средняя цена Премиум-95 не изменилась - 52 485 руб./т, а цена ДТЛ выросла на 0,3%, до 51 391 руб./т.

Российской экономике предстоит пережить обвал цен на нефть и новый «сырьевой шок», заявил глава Сбербанка Герман Греф. Он считает, что стоимость барреля может упасть «заметно ниже» 40 долларов из-за «снижения потребления нефти в мире и фактически бесконтрольного увеличения» ее добычи.

На прошедшей неделе на битумном рынке цены не изменились на всех ключевых производствах у основных игроков. Стоимость ПБВ также не менялась ключевыми игроками, хотя спрос на продукцию продолжает расти.

Сокращение добычи нефти ОПЕК+ в ближайшее время усилится за счет стран, пока не выполняющих свои обязательства, а вопрос более глубокого снижения добычи всеми странами сделки может быть поднят только в декабре - таковы итоги прошедшего в четверг в Абу-Даби заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+. Мировые цены на нефть отреагировали на итог заседания снижением.

Цены на нефть обвалились на торгах в среду на сообщениях о том, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность смягчения санкций против Ирана, что может привести к увеличению предложения нефти на рынке. Как раз в это же время Управление энергетической информации США понизило прогноз добычи нефти в США в 2019 году на 30 тыс. барр./сут., и фактически это означает признание наличия серьезных проблем в сланцевой индустрии США.

В среду на мелкооптовом топливном рынке Московского региона продолжение ценового затишья, единственное изменение: дизтопливо подешевело у того же трейдера, что и во вторник. В соседних регионах цены не менялись. Судя по всему, игроки мелкооптового рынка посматривают на биржу, где в последние дни царит неопределенность, которая может обернуться самым неожиданным развитием событий.

Нефть дорожала в ходе торгов 10 сентября, однако закрытие показало снижение. Рынок нефти лихорадит. Стоит обратить внимание на характер торгов. Последние сессии проходят очень нервно, а накануне и вовсе творилось что-то необъяснимое, при этом объемы торгов были очень высокими. Котировки то уходят вниз, то резко растут. К чему готовятся трейдеры, и откуда такая нервозность? Начало масштабного падения уже близко?

Содержание Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.1. Рынок нефтепродуктов Московского региона. 1.1. Географические границы рынка. 1.2. Продуктовые границы товарного рынка.2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.4. Обобщенные данные. Заключение. Дальнейший прогноз. Список использованной литературы. Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов. В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяныхзапасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти. Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали своюдеятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, NesteOy, NirskHidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RDShell, Statoil и TotalFinaElf. В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т. Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,Витино и Мурманск. Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.



4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы: 1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003. 2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9. 5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2000.